вторник, 28 марта 2017 г.

Вокзал на зацепе


Мне нравится Павелецкий вокзал, сам вокзал, площадь, здание, потрясающая архитектура. Приезжаешь и сразу понимаешь, ты в столице России, в Москве. Однако сколько здесь бываю, никогда не задумывалась об истории названия этого вокзала.


Я люблю все, что связано с дорогой, даже запах вокзала мне нравится. Бум развития железнодорожного транспорта в России приходится на конец девятнадцатого века. И самой большой и масштабной была тогда Рязанско-Уральская железнодорожная линия. В 1897 году было решено к ней присоединить и Москву, строить московскую ветку, а значит, нужен был вокзал. Его решено было построить у села Павелец.

Село Павелец было выбрано неслучайно, здесь было очень мало жилых домов, соответственно мало домов пришлось снести для строительства вокзала. Сейчас это кажется невероятным, прошло всего чуть более ста лет, в историческом масштабе совсем незначительный промежуток времени, а теперь здесь центр Москвы, Садовое кольцо.

Торжественное открытие нового вокзала состоялось первого сентября 1900-го года. Здание было построено по проекту архитектора Александра Федоровича Красовского. А назван новый вокзал был вовсе не Павелецким, а Саратовским. Дело в том, что управление Рязанско-Уральской железной дороги находилось в Саратове. Сразу же перед вокзалом появилась Большая Зацепская площадь. А вскоре здесь возник очень популярный когда-то у москвичей Зацепский рынок. Он славился изобилием, и приобретать на нем товары было очень выгодно, потому что ненужно было тратиться на перевозку товара по городу.

Название вокзалу Павелецкий было присвоено после Великой Отечественной Войны по названию поселка Павелец в Рязанской области. А уже в девяностые годы двадцатого века вокзал был расширен и отреставрирован. Он стал в шесть раз вместительнее.

Так почему же вокзал на зацепе? Давным-давно в семнадцатом веке на месте нынешней площади Павелецкого вокзала располагались Коломенские ворота земляного вала, а при них была таможня. А границей зоны таможенного досмотра была обозначена натянутая железная цепь. Вот представляете себе, нагруженные подводы ждали, когда их пропустят через таможню, и стояли они с внешней стороны вала, за железной цепью. Так и называли эту площадь Зацепская, так стали называть и вокзал. Вот такая любопытная история.



2 комментария:

  1. Интересная история. Спасибо, дорогая Надежда!

    ОтветитьУдалить
  2. Действительно любопытная история, давно уже нет таможни с цепью, а название осталось. Павелецкий вокзал действительно красивый, современность мало изменила его.

    ОтветитьУдалить